Приятно работать, когда с клиентом налажены доверительные, взаимоуважительные, почти товарищеские отношения. Клиент, к заточнику, приходит за помощью, а помощь продуктивна тогда, когда слово или действие заточника, вызывают уважение клиента. И именно заточник должен стремиться к формированию таких отношений.
Я категорически убежден, что кроме непосредственной работы заточника по обслуживанию инструмента, в его арсенале должен быть ассортимент некоторых товаров на продажу. Имею в виду ЗПиМИ, поскольку это, наверное, самый широкий пласт заточного сообщества.
В первую очередь инструмент.Понятно что если уж торговать, то самым лучшим. И хорошо, если есть возможность предоставить инструмент разного уровня и качества. Но главный упор - на тот среднестатистический инструмент, которым пользуются в вашем регионе. Любой заточник легко может составить общую картину того инструмента, который больше и чаще используют его клиенты. Несложно узнать и найти места, где этот инструмент продается.
Заточник с профессиональным подходом отбирает инструмент. Доводит его до ума и в полной готовности держит на витринке.
Кроме инструмента, всевозможная мелочевка - масло, пружинки, защита кончиков и т.д. Вобщем все что может понадобиться клиенту. Но основное - инструмент.
Только не нужно подходить к этому под девизом Журбы - "Затраты умножаем на три, иначе нет смысла". Цель подобной торговли не прибыль. Минимальная, разумная наценка, а еще лучше - та самая среднестатистическая цена вашего региона плюс стоимость заточки. Клиенты покупают инструмент в розницу, а заточник может приобретать его оптом, разницей компенсируя хлопоты по доведению его до ума и, при этом, не поднимая цену выше средней.
Девушки, а именно они в подавляющем большинстве являются вашими клиентами, очень далеки от всего технического. И многие из них, с огромным удовольствием переложат ответственность за выбор инструмента, на другие плечи. И, как раз на этот случай, жизнь и придумала заточника. Если он возьмет на себя полную ответственность за то, что предлагает.
Клиент, который самостоятельно подобрал себе инструмент, прийдя к заточнику видит в нем всего лишь обслугу. И мало понятно, как он воспринимает действия, рекомендации заточника.
Когда клиент видит, что ему заточник предлагает, он понимает всю ответственность этого. Он понимает, что заточник не станет подсовывать дерьмо, ибо отвечает за это своей репутацией. Клиент понимает, что в любой момент может спросить с заточника не только за качество заточки, но и за общее состояние инструмента. И охотно пойдет на покупку инструмента. А оценив инструмент, совсем по другому начнет относиться к заточнику. Это уже не:"Эй, человек!!! Бутылку кислых щей!!!", в этом случае начинаются ОТНОШЕНИЯ. Клиент более внимательно и уважительно относится к советам и рекомендациям заточника. И, в конечном итоге, привязывается к нему, становясь постоянным клиентом. А что может быть лучше для заточника, чем постоянный клиент?
Точка зрения заточника - " Я то мастер неплохой, но мои клиенты работают таким дерьмом", это проигрышная позиция. Нормальный заточник в состоянии, в силу своих знаний и умений, более профессионально подойти к подбору инструмента и затем привести этот инструмент в вид, более выигрышный, чем тот который клиенты покупают самостоятельно. Например - заточник может выбрать инструмент с бОльшей твердостью рабочей части из партии. Ведь не секрет, что у того же пакистанского, твердость скачет в пределах одной партии. Затем расклепать отобранный инструмент, привести сустав в порядок и склепать по новому, своей заклепкой. Тоже не секрет, что среди пакистанского инструмента много неплохого, приемлимого качества. Но весь он грешит одним - отвратительным суставом.
В результате двух несложных шагов, появляется инструмент, более качественный среднестатистического. Добавьте к этому вашу ответственность перед клиентом за этот инструмент и цену, не выше средней. И клиенты очень быстро оценят это.
Предлагая свой инструмент клиентам, целесообразно выделять его из общего потока, ставя свою метку или клеймо. И здесь возникает некоторое моральное противоречие - ваше клеймо на чужом инструменте. Но в этом нет ничего предосудительного.
Ставя свое клеймо на чужом инструменте, вы становитесь последней и единственной инстанцией, которая отвечает за этот инструмент. Вариант - "Я все сделал как надо, но это вина производителя" не катит. Предлагая свой инструмент, вы должны быть готовы нести некоторые материальные потери, к примеру за бракованный инструмент. Но только так можно завоевать полное доверие клиента. А потому, как можно тщательней, нужно подходить к выбору инструмента, который вы сделаете своим.
В заключении, несколько рекомендаций, проверенных жизнью.
- Принимая в заточку инструмент, купленный клиентом на стороне, как можно меньше говорите о недостатках этого инструмента. Критика выбора клиента, это то же самое, что прямо сказать:"Ты дура". Это мало кому понравится и не поспособствует налаживанию отношений. Если необходимо объяснить клиенту невозможность качественной заточки из-за состояния инструмента, нужно ограничиться только технической стороной, не заостряя внимания кто именно выбрал этот инструмент. Пусть выводы делает сама.
-Не нужно использовать практику рекомендаций. Типа:"Через дорогу, в ларьке торгует Петя. Скажите что от меня и вам дадут хороший инструмент". Лучше самому взять у Пети и предложить от своего имени. Не любят клиенты подобных рекомендаций, а человека давшего ее, считают несамостоятельным.
-Столкнувшись со склочным клиентом(и такие бывают), молча удовлетворите ее требования - возврат денег за инструмент, бесплатная заточка и т.д. Не думайте, что все, узнав об этом, ломанутся к вам за деньгами и бесплатной заточкой. Помните, что 9 из 10 клиентов жаждут стабильных и долговременных отношений. А то, как вы поступите со склочницей, добавит вам большой, репутационный плюс. Что, непременно, прозвучит по сарафанному радио.
-В самом начале предложения своего инструмента, внимательно обдумайте ценообразование и стоимость. Если ваш инструмент хорошо пойдет и вы, в будущем, захотите поднять на него цену, сделать это будет непросто. Клиент привыкает к цене и ему нужно объяснять причину повышения. Если вы поднимите цену, а затем ввиду малой реализации пойдете на снижение цены, это не самым благоприятным образом скажется на репутации вашего инструмента.
-Ну и, конечно же, не нужно умничать с клиентом, блистая терминами, марками сталей, твердостью и т.д. И ни в коем случае не пытайтесь заставить клиента применять "правильный" технический язык. Всю эту билеберду придумали самовлюбленные и самодовольные индюки, которые считают себя пупами земли, а дело которым они занимаются, самым важным и главным в жизни. Помните - ваши клиенты, по сути, такие же работяги, как и вы. И у них полная голова своего того, что им нужно помнить и знать. Их дело - отдать вам деньги, а взамен получить услугу. И всё.
С уважением, Дедулько.